ОАО «РЖД»

Средства формирования регулярной аналитической отчетности о фактической рентабельности грузовых железнодорожных перевозок реализованы на платформе SAP.

703 голоса

Со списком финалистов и результатом голосования вы можете ознакомиться ниже.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» эксплуатирует подавляющее большинство железнодорожных магистралей в России и входит в тройку лидеров мирового рынка железнодорожных перевозок. На балансе РЖД находятся участки железных дорог общей протяженностью 85,2 тыс. км. РЖД является крупнейшим работодателем страны.
  • Название
    Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
  • Количество сотрудников
    около 800 тыс.
  • Отрасль
    транспорт
  • Операционная выручка в 2015 году
    более 1,5 трлн руб.
  • Головной офис
    Москва
  • Адрес сайта
    www.rzd.ru

Начало

Начало

В компании созрели условия для изменения целого ряда ключевых бизнес-процессов, связанных с соотнесением данных о расходах, доходах и качественных показателях работы компании. Для выполнения значительного количества расчетов в рамках бизнес-анализа использовались модели на базе усредненных данных о расходах, в которых предусматривалось множество исторических поправочных коэффициентов. Предстояло выявить области, где искажение данных приводило к риску принятия неэффективных решений и угрозе возникновения убытков.

Проанализировав подходы к решению проблемы, применявшиеся в сопоставимых по масштабу бизнеса организациях, в том числе в компаниях BNSF и Union Pacific, а также накопленный в ОАО «РЖД» опыт разработки систем на базе SAP, специалисты компании выбрали для реализации проекта платформу SAP.

  • Цель
    Существенное повышение точности информации для оперативного и обоснованного принятия управленческих решений

Реализация

Реализация

Благодаря внедрению платформы SAP появился общий источник детализированных данных о расходах и объемах работы на участках инфраструктуры, которые могут использоваться в разных вариантах агрегирования. Такой подход позволяет работать с одной и той же базой данных о расходах в тех процессах, где раньше применялись независимые расчетные модели.

Реализация проекта контролируется на самом высоком уровне: отчеты о его ходе и результатах регулярно предоставляются президенту компании, вице-президентам и начальникам департаментов. Пользователи высоко оценили предложенные им инструменты, что обусловлено получением доступа к значительному массиву ранее недоступных данных и большой разъяснительной работой методологов проекта. Объяснение принципиальной схемы новых расчетов и демонстрация достигнутых результатов помогли сформировать позитивное отношение к проекту и у ключевых пользователей.

Решения SAP
  • BI on HANA
  • BI-IP on HANA
  • HANA
  • ABAP
  • Bex

Как стало

Как стало

Благодаря внедрению совершен качественный переход к использованию нового класса данных. На основании актуальной информации о стоимости услуг в конкретных условиях модифицированы процессы принятия решений по установлению тарифов и оптимизации эксплуатационной работы. Появление возможности формировать отчеты о фактической рентабельности грузовых перевозок по каждому из 300 тыс. маршрутов позволило перейти на новый уровень взаимодействия с регулирующими органами. Кроме того, созданы условия для обоснования целевого уровня тарифов и согласования стоимости перевозок с крупнейшими клиентами.

Результат

Внедрение обеспечило возможность детального анализа уровня действующих тарифов, выявления областей предоставления скидок и надбавок к тарифу, что способствует сохранению доли рынка грузовых перевозок, поддержанию конкурентной среды и развитию железнодорожной инфраструктуры. Благодаря возможности рассчитывать экономические эффекты, получаемые от предоставления отдельных услуг, компания начала пересмотр подходов к развитию наиболее перспективных сегментов перевозок, а топ-менеджерам теперь предоставляется целостная картина перевозок разных грузов по разным тарифам и маршрутам.

Определены зоны неэффективности действующих тарифных прейскурантов; впервые рассчитаны реальные расходы, связанные с каждой категорией груза, и рентабельность. Результаты расчетов используются при модернизации тарифных прейскурантов, обоснованное изменение тарифных схем поможет компании получать дополнительную выручку на уровне десятков миллиардов рублей.

Переход на использование данных нового класса сразу в объеме всей сети железных дорог стал настоящим прорывом, новые возможности выполнения расчетов и трансформации учетных данных в таких объемах позволили совершить качественный скачок от усредненных удельных ставок и приблизительных расчетов по методикам 1920-х, 1950-х, 1970-х годов сразу к использованию кубов данных фактической регулярной отчетности, связывающих расходы множества различных функциональных подразделений и выручки от каждой грузовой перевозки в любом направлении. Переход количества независимо накапливаемых учетных данных в качество доступного для анализа массива связанных данных произошел довольно быстро и сейчас требуется значительное внимание уделять вопросу широкой популяризации новых, общих для различных подразделений данных, описывающих общий конечный продукт — транспортную услугу, перевозку

— Владимир Гапонько, начальник департамента управленческого учета и отчетности ОАО «РЖД»